Официальный сайт Администрации муниципального округа Суетский район Алтайского края
с. Верх-Суетка

Внесение изменений в Федеральный закон «О национальной платежной системе» в целях профилактики и противодействия преступлениям в сфере информационно-коммуникационных технологий

О внесении изменений в Федеральный закон «О национальной платежной системе»
В целях минимизации обозначенных рисков и совершенствования механизма противодействия осуществлению переводов денежных средств без
согласия клиента принят Федеральный закон от 24.07.2023 № 369-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О национальной платежной
системе» (далее – Федеральный закон № 369-ФЗ), который вступил в силу 25.07.2024.
В поправках закрепляется обязанность осуществления оператором по переводу денежных средств проверки наличия признаков осуществления
перевода денежных средств без добровольного согласия клиента до момента списания его денежных средств (в случае совершения операции с
использованием платежных карт, перевода электронных денежных средств или перевода денежных средств с использованием сервиса быстрых платежей
платежной системы Банка России (далее – СБП) либо при приеме к исполнению распоряжения клиента (при осуществлении перевода денежных
средств в иных случаях).
Кроме того, вводится алгоритм действий оператора по переводу денежных средств при выявлении подозрительной операции (перевода) в
зависимости от вида: отказ в ее осуществлении в случае применения платежной карты, перевода электронных денежных средств или перевода по
СБП либо приостановление всех иных переводов с разъяснением права соответственно совершить операцию повторно либо подтвердить операцию не
позднее следующего дня.
В частности, в статье 8 Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (далее – Закон № 161-ФЗ)
регламентируется обязанность кредитной организации приостановить прием к исполнению распоряжения клиента сроком на 2 дня или отказать в
совершении операции, соответствующей признакам осуществления перевода денежных средств без добровольного согласия, а также направить ему
информацию о выполнении указанных действий с уведомлением о возможности подтвердить распоряжение или совершить повторную
операцию.
При этом Законом № 161-ФЗ закреплены возможности оператора по переводу денежных средств запросить у клиента подтверждение о том, что
операция совершается не под влиянием обмана или при злоупотреблении доверием, а также на совершение повторной операции конкретным способом,
предусмотренным договором.
Вместе с тем в случае если, несмотря на подтверждения распоряжения или осуществления действий по совершению повторной операции (если
клиент настаивает), кредитное учреждение получило от Банка России информацию, содержащуюся в базе данных о случаях и попытках
осуществления переводов денежных средств без добровольного согласия клиента, то оно приостанавливает прием к исполнению подтвержденного
распоряжения клиента сроком на 2 дня или отказывает в совершении повторной операции.
Одновременно клиенту незамедлительно разъясняются причины и последствия этой меры.
Указанное время позволит находящемуся под влиянием злоумышленников клиенту кредитной организации отменить (не подтверждать) распоряжение об осуществлении перевода на счет злоумышленника или в случаях совершения операций с использованием платежных карт не осуществлять действий по совершению повторной операции по переводу электронных денежных средств или переводу с использованием СБП.
Также Федеральным законом № 369-ФЗ введен упрощенный порядок возврата денежных средств (в полном объеме операции) пострадавшим от
противоправных действий лицам в случае совершения подозрительного перевода без соблюдения названных правил при наличии соответствующей
информации из автоматизированной системы обработки инцидентов Департамента информационной безопасности Банка России )АСОИ ФинЦЕРТ
Банка России).
В частности, в статье 9 Закона № 161-ФЗ закреплена обязанность кредитной организации, обслуживающей плательщика, осуществить возврат
клиенту суммы перевода денежных средств (операции) в случае получения от Банка России информации, вопреки которой было исполнено
соответствующее распоряжение с признаками осуществления перевода денежных средств без добровольного согласия клиента, в нарушение
требований по проведению антифрод-мероприятий. Для реализации отмеченной обязанности установлен 30-дневный срок, исчисляющийся со дня
получения заявления от пострадавшего клиента.
Стоит учесть, что перечень признаков осуществления перевода денежных средств без добровольного согласия клиента с 25.07.2024 расширен
с 3 до 6 соответствующим приказом Банка России от 27.06.2024 № ОД-1027, новыми из которых являются:
совпадение сведений о получателе средств (его ЭСП) с ранее внесенной во внутренние перечни оператора по переводу денежных средств
информацией о переводах без добровольного согласия клиента; имеющаяся документально подтвержденная информация о
возбуждении в отношении получателя средств уголовного дела (либо о совершении преступных действий с помощью определенного ЭСП);
поступившая информация о сомнительном характере операции, в том числе от банка-получателя, оператора связи, владельцев мессенджеров и
сайтов в сети «Интернет», иных юридических лиц о нетипичных соединениях (посредством телефонной связи, смс-сообщений, мессенджеров, электронной
почты) клиента до или во время проведения операции. Кроме того, с 25.07.2024 также начали действовать утвержденные Банком России методические рекомендации от 28.02.2024 № 3-МР по информированию клиентов о рисках в сфере дистанционного банковского обслуживания.
Названные рекомендации направлены на усиление кредитными организациями информационной работы с клиентами в целях
противодействия осуществлению переводов денежных средств без добровольного согласия клиента, заключению договоров на получение
кредитных (заемных) денежных средств под влиянием обмана или при злоупотреблении доверием, а также вовлечению граждан в деятельность по
выводу и обналичиванию средств, полученных преступным путем. Банкам предстоит создать сервисы, позволяющие клиентам определить
подозрительные звонки, а также разработать антивирусные программы, которые помогут уберечь граждан от хищений денег. При этом рекомендуется
учитывать особенности различных категорий граждан, в том числе социально уязвимых (пожилые люди, инвалиды и другие).

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie