Официальный сайт Администрации муниципального округа Суетский район Алтайского края
с. Верх-Суетка

Основы профилактики коррупционного поведения служащих на государственном и муниципальном уровне

Основы профилактики коррупционного поведения служащих на государственном и муниципальном уровне

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Закон № 273-ФЗ) профилактика коррупции осуществляется путем формирования в обществе нетерпимости к коррупционному поведению, антикоррупционной экспертизы документов, рассмотрения в федеральных органах государственной власти и в органах местного самоуправления вопросов правоприменительной практики судов, применения к государственным или муниципальным служащим юридической ответственности за непредставление сведений о своих доходах, расходах, имуществе, развития институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства РФ о противодействии коррупции.

Меры профилактики, указанные в Законе № 273-ФЗ, - это определенные пути, которые предназначены для реализации деятельности органов государственной власти, а также институтов гражданского общества, организаций и физических лиц по предупреждению коррупционных явлений, а также выявлению их зачатков на ранних этапах формирования коррупции.

Одним из основных направлений антикоррупционных мер является формирование у муниципальных служащих нетерпимости к коррупционному поведению. В качестве одного из наиболее эффективных средств по противодействию злоупотреблениям служебным положением называлась продуманная, легитимная и взвешенная государственная кадровая политика.

Антикоррупционная политика государства должна быть направлена на повышение у служащих положительного отношения к праву, формам реализации права, развитие понимания у государственных и муниципальных служащих, как и в целом у общества, применение юридической ответственности, которая будет применяться из-за совершения коррупционных преступлений. Так, реализация антикоррупционной политики государства будет осуществляться через следующие формы:

1) антикоррупционное образование осуществляется через развитие нетерпимости к коррупционным преступлениям посредством образовательных организаций, которые будут прививать негативное отношение в рамках школьных, институтских и впоследствии рабочих обучающих программ;

2) антикоррупционная пропаганда осуществляется через средства массовой информации посредством социальной рекламы и активной пропаганды негативных чувств к коррупционным явлениям.

К одной из наиболее эффективных профилактических мер по сдерживанию коррупции на муниципальном уровне можно отнести антикоррупционную экспертизу муниципальных нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов. С точки зрения однородности форм юридически значимой деятельности коррупция в большей мере проявляет себя на стадии правоприменения, то есть на этапе применения нормы права к конкретному жизненному обстоятельству, в меньшей степени коррупция имеет место на уровне нормотворчества. Именно существование законодательного акта является основным условием коррупционного преступления, потому что без нормативных актов не будет и претворения правовых норм в жизнь. Можно сказать, в целом нормотворческий процесс на уровне местного самоуправления носит упрощенный характер, что непосредственно отражается как на времени принятия акта, так и на его качественных характеристиках.

В нормативно-правовых актах существуют коррупциогенные факторы - это положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.

Можно сказать, что коррупционные факторы - это опасность толкования норм, закрепленных в актах, определенными субъектами, которое способствовало возможности совершения коррупционных преступлений. Однако наличие коррупциогенных факторов в нормативно-правовых актах не обозначает безусловного их применения в коррупционных целях, но все равно при проведении антикоррупционной экспертизы они должны выявляться и устраняться.

Еще одно направление профилактики коррупционных деяний - это развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства РФ о противодействии коррупции.

Общественный и государственный контроль представляет два вида социального контроля. Они имеют как схожие, так и отличительные характеристики.

Так, общественный контроль РФ слабо развит и только встал на путь развития. В области предупреждения коррупционных деяний данный вид контроля может выражаться:

1) в создании механизмов антикоррупционного мониторинга деятельности конкретных субъектов;

2) запросах общественными объединениями сведений об интересующих должностных служащих органов государственной власти и местного самоуправления, а также о деятельности органов в целом;

3) использовании общественных объединений в анализе коррупционных преступлений.

Эффективная борьба с коррупционными действиями возможна только посредством осуществления комплекса предупредительных мер на основе единой антикоррупционной политики, заключающейся в целенаправленном применении разносторонних и последовательных мер государства и общества по устранению причин и условий, порождающих и питающих коррупцию в различных сферах жизни. Ведь коррупционные преступления легче предупредить, чем впоследствии бороться с ними и разбираться с последствиями.

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie