Официальный сайт Администрации муниципального округа Суетский район Алтайского края
с. Верх-Суетка

О применении дисциплинарной ответственности за коррупционные правонарушения

О применении дисциплинарной ответственности за коррупционные правонарушения

За коррупционное правонарушение к федеральному гражданскому служащему можно применить только те дисциплинарные взыскания, которые установлены законом: замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии. В отдельных случаях можно уволить в связи с утратой доверия. В определенных ситуациях гражданский служащий освобождается от дисциплинарной ответственности.

Взыскание применяют на основании доклада о результатах проверки. Если гражданский служащий признал, что совершил коррупционное правонарушение, то привлечь к ответственности его могут на основании доклада кадровой службы. Упрощенный порядок не применяется при увольнении в связи с утратой доверия.

Привлечь к ответственности по общему правилу можно в течение трех лет со дня совершения коррупционного правонарушения.

Так, чтобы зафиксировать совершенное федеральным гражданским служащим коррупционное правонарушение, необходимо провести проверку. Она проводится на основании докладной записки, рапорта или иного документа, полученного от уполномоченного лица кадровой службы или от органов и организаций, перечисленных в п. 10 Положения о проверке на госслужбе.

Гражданский служащий вправе представлять материалы, давать пояснения, которые приобщаются к материалам проверки (п. п. 24, 25 Положения о проверке на госслужбе).

Представитель нанимателя на основании доклада о результатах проверки принимает решение о том, какой вид взыскания за коррупционное правонарушение применить (если нет оснований для освобождения от ответственности). Если доклад направлялся в комиссию по урегулированию конфликтов интересов, нужно учесть и ее рекомендации (ч. 1 ст. 59.3 Закона о государственной гражданской службе). Заседание комиссии не является обязательным для целей привлечения к ответственности. Заседания проводятся преимущественно в случаях, когда требуется всестороннее обсуждение вопроса о привлечении госслужащего к ответственности, в том числе в целях повышения осведомленности других госслужащих о принимаемых в органе публичной власти мерах по предупреждению коррупции.

Если гражданский служащий признал факт совершения коррупционного правонарушения, с его согласия взыскание может быть применено в упрощенном порядке.

Упрощенный порядок не применяется при увольнении в связи с утратой доверия (ч. 1 ст. 59.3 Закона о государственной гражданской службе).

В случае увольнения гражданского служащего, в отношении которого было принято решение об антикоррупционной проверке, после ее завершения и до принятия решения о применении к нему взыскания за коррупционное правонарушение составляется доклад о невозможности привлечения его к ответственности за совершение коррупционного правонарушения. Доклад подается лицу, которое принимало решение об осуществлении указанной проверки.

Данному лицу необходимо направить материалы проверки в органы прокуратуры в течение трех дней после увольнения этого гражданского служащего.

В акте о наложении дисциплинарного взыскания нужно указать тот вид взыскания, который решено применить к гражданскому служащему.

За коррупционные правонарушения на гражданской службе предусмотрены следующие виды взысканий (ч. 1 ст. 59.1 Закона о государственной гражданской службе):

замечание (может быть применено при малозначительности коррупционного правонарушения);

выговор;

предупреждение о неполном должностном соответствии.

Учтите: гражданский служащий освобождается от ответственности, если правонарушение признано следствием независящих от него обстоятельств. К ним относятся, например, стихийные бедствия, запретительные или ограничительные меры, принимаемые госорганами (в том числе госорганами иностранных государств). Взаимосвязь между возникновением подобных обстоятельств и невозможностью гражданским служащим соблюсти, в частности, антикоррупционные ограничения, требования, должна установить специальная комиссия (иной коллегиальный орган, который выполняет ее функции) (ч. 2 ст. 59.1 Закона о государственной гражданской службе, ч. 4, 5 ст. 13 Закона о противодействии коррупции).

При серьезных правонарушениях гражданского служащего можно уволить в связи с утратой доверия. К таким правонарушениям относятся случаи, предусмотренные ст. 59.2 Закона о государственной гражданской службе. Например, он представил заведомо недостоверные сведения о своих (супруги (супруга) и несовершеннолетних детей) доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. По некоторым основаниям этой нормы (к примеру, за непредставление таких сведений) при соблюдении определенных условий гражданский служащий освобождается от ответственности. Однако, если гражданский служащий не представил такие сведения при поступлении на гражданскую службу и при этом вопреки закону был назначен на должность, нарушение не предполагает его увольнения в связи с утратой доверия (ч. 6.1, 6.2 ст. 20, ч. 3, 4 ст. 20.1, ч. 2 ст. 59.1, ст. 59.2 Закона о государственной гражданской службе, Постановление Конституционного Суда РФ от 06.04.2020 N 14-П, п. 10 Обзора практики Конституционного Суда РФ за второй квартал 2020 г., п. 30 Обзора практики Конституционного Суда РФ за 2020 г.).

Сведения о гражданских служащих, которые уволены по указанному основанию, заносятся в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия (ч. 3 ст. 59.2 Закона о государственной гражданской службе).

При применении взысканий учитываются (ч. 2 ст. 59.3 Закона о государственной гражданской службе, п. 11 Обзора практики привлечения к ответственности госслужащих (версия 2.0), подготовленного Минтрудом России):

характер коррупционного правонарушения;

тяжесть правонарушения и обстоятельства, при которых оно совершено;

соблюдение гражданским служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов;

исполнение гражданским служащим обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также результаты исполнения им должностных обязанностей.

При анализе обстоятельств, при которых совершено коррупционное правонарушение, учету подлежат те обстоятельства, которые имеют причинно-следственную связь с этим правонарушением. Обстоятельства (например, жизненная ситуация), не влияющие на возможность (невозможность) соблюдения антикоррупционных стандартов, не учитываются.

В качестве основания применения взыскания в акте указывается ст. 59.1 или ст. 59.2 Закона о государственной гражданской службе.

В течение пяти дней со дня издания акта о применении взыскания его копия вручается гражданскому служащему под расписку (ч. 5 ст. 59.3 Закона о государственной гражданской службе).

За совершение коррупционного правонарушения гражданского служащего можно привлечь к дисциплинарной ответственности не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении правонарушения. Периоды его временной нетрудоспособности, пребывания в отпуске, иного уважительного отсутствия в данный срок не входят. При этом привлекать к такой ответственности можно не позднее трех лет со дня совершения правонарушения. В указанные сроки не включается период производства по уголовному делу (ч. 3 ст. 59.3 Закона о государственной гражданской службе, ч. 4 ст. 193 ТК РФ). 

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie